Ведомости,
28 июля 2021 г.
Две трети работодателей врут в описаниях вакансий
621 просмотр
Эксперты аналитического центра «Альфастрахования» недавно выяснили, что 66% россиян считают, что их реальные рабочие обязанности отличаются от тех, что обсуждались на собеседовании. 37% респондентов сказали, что их рабочие обязанности сильно отличаются от описанного в вакансии или на собеседовании, а 29% – что не совпадали мелочи. Оставшиеся 34% сообщили, что требования в вакансии и рабочие обязанности полностью совпали. Всего было опрошено 3000 работников, каждый третий участвовавший в опросе работает на нынешнем месте работы от 3 до 5 лет, 15% – более 5 лет, 20% – менее 5 лет, а еще треть (32%) устроились на работу менее года назад.
Аналогичный опрос, проведенный сервисом «Работа.ру», показал, что с ложью в вакансии сталкивались 74% респондентов из 5000 опрошенных пользователей сервиса. При этом 79% получали не соответствующую действительности информацию в вакансиях о зарплате, а 71% – о рабочих обязанностях. Еще 36% сказали, что работодатель преувеличивал в вакансии карьерные перспективы, а 26% сталкивались с неверной информацией о графике работы.
«Ведомости» выясняли, почему в российских компаниях описание работы на собеседовании и в вакансии так часто отличается от реальных служебных обязанностей, как это влияет на эффективность работников и можно ли исправить сложившуюся ситуацию.
Приманка для кандидата
Наниматели утаивают правду по разным причинам. Одни просто затрудняются точно описать обязанности сотрудника, другие пытаются показать себя более привлекательными для кандидатов. В нынешние кризисные времена компании хотят подать себя в лучшем свете и таким образом привлечь как можно больше кандидатов, рассказывает Жанна Волкова, директор по маркетингу Kelly Services. По ее наблюдениям, вакансии часто оказываются приукрашенными и не отражают реального предложения. Причем часть работодателей намеренно завышают сумму потенциального дохода, заранее зная, что в нынешней рыночной ситуации столько заработать нереально, да и не сможет компания столько платить. Потом выясняется, что за первый месяц в компании принято либо не платить, либо платить не в полном объеме, сотрудник уходит, а на его место с помощью такого же привлекательного объявления берут другого сотрудника на следующий месяц, рассказывает она.
Часто работодатель камуфлирует непопулярную вакансию под популярную, например называет уборщицу менеджером по клинингу, и получает больше откликов, чем если бы он дал честную информацию, рассказывает Юлия Забазарных, партнер агентства Kontakt InterSearch Russia. А в провинции нередко обманывают по поводу места работы, говорила ранее «Ведомостям» Алена Владимирская, руководитель карьерной практики Алены Владимирской. По ее словам, с человеком проводят собеседование в респектабельном офисе, а потом ему приходится работать в подвале, где сидят шесть человек на пяти квадратных метрах и на всех один компьютер.
37% россиян сталкивались с совершенно иными, чем было указано в вакансии, обязанностями на новом рабочем месте, выяснила компания «Альфастрахование»
Бывает, что работодатель намеренно сокращает список задач в описании вакансии, чтобы не отпугнуть кандидатов большим объемом работы, рассказывает Феликс Кугел, управляющий директор кадровой компании Unity. Подробности, говорит он, озвучиваются на собеседовании и предполагается, что, если кандидат пришел на интервью, он заинтересован в работе и наверняка согласится на увеличенную нагрузку.
Не тот уровень
Неспособность работодателей правильно описать вакансию и нанять нужных людей с нужными компетенциями часто проистекает из несовершенства системы должностных уровней (грейдов) и системы управления талантами в компании, убеждена Нэда Сонгин, руководитель консалтинговой практики Korn Ferry в России. Если система грейдов выстроена в компании верно, работодатель и потенциальный работник договариваются о должностном уровне, который присваивается человеку, и об общих требованиях на этом уровне: например, с какими клиентами он сотрудничает, каковы его полномочия, кому он непосредственно подчиняется, какие решения может принимать, а какие решения принимает только руководство, объясняет эксперт. В соответствии с грейдом устанавливается минимальное и максимальное вознаграждение (зарплатная вилка).
Но в российских компаниях, говорит Сонгин, система грейдов часто отсутствует, а должностные инструкции носят настолько общий характер, что ни работник, ни сам работодатель не могут точно очертить границы полномочий на той или иной должности. Поэтому часто на человека сваливают обязанности, которые с ним не обсуждали на собеседовании. А карьерный или финансовый рост в компании не предвидится. По словам Сонгин, в этой ситуации многие быстро теряют доверие к работодателю, начинают хуже работать. Нередко либо они уходят сами, либо их увольняют, текучесть кадров в компании возрастает.
По словам Кугела, иногда работодатели ищут работника на новую для компании должность и сами недостаточно четко представляют обязанности специалиста на новом месте. Например, сейчас для многих компаний новые должности – специалист по благополучию сотрудника (well-being), специалист по управлению онлайн-репутацией, директор по устойчивому развитию, директор по цифровой трансформации и т. п. Работодатель надеется, что новичок сам наладит новое направление, и не может дать ясные должностные инструкции.
На меняющемся рынке сложно описать четкие правила работы сотрудника, особенно если трудоустраивается топ-менеджер, говорит Забазарных. Ее опыт собеседований показывает, что зачастую вначале работодатель хочет взять топ-менеджера на одну задачу, а пока идут переговоры о найме, рыночная ситуация меняется и компания ставит перед принятым на работу топ-менеджером совершенно другую задачу. Выход – попросить кандидата и нанимателя составить списки предполагаемых обязанностей и потом их сравнить и обсудить противоречия, считает Забазарных.
В связке с начальником
В России традиционно не принято ориентироваться на должностные инструкции, сотрудник делает то, что ему велел делать руководитель, говорит Григорий Финкельштейн, партнер компании «Экопси консалтинг». Если руководитель и сотрудник нашли общий язык и сработались, сотрудник, скорее всего, будет эффективным и успешным. Если же отношения не сложились, он с большой долей вероятности уйдет. Такая работа, строящаяся не на правилах, а на отношениях, помогает российским компаниям переживать многочисленные кризисы, топ-менеджеры постоянно живут в условиях, когда нужно мобилизовать сотрудников на авралы, а делать это, опираясь на должностные инструкции, невозможно, говорит эксперт. Только сейчас передовые производственные и добывающие российские компании начали упорядочивать правила работы своих сотрудников, потому что на производстве инструкции выполнять легче, и это поднимает производительность, повышает качество, снижает себестоимость продуктов и улучшает реакцию на изменения требований клиентов.
Сбежать на испытательном сроке
Следствие несоответствия реальности обещаниям работодателей – уход новичков либо во время испытательного срока, либо вскоре после него. В октябре 2015 г. портал HeadHunter по просьбе «Ведомостей» провел опрос 300 работодателей и 11 000 работников, чтобы проанализировать, почему новички не дотягивают до конца испытательного срока. Тогда 17% респондентов – компаний со штатом до 50 человек, например, признались, что за время испытательного срока у них отсеивается более половины новичков.
Сами сотрудники тогда сообщили: главные причины проваленного испытательного срока в том, что работодатели обманули их, неверно описав условия работы на собеседованиях и в вакансиях. 24% респондентов, уволившихся во время испытательного срока, сказали, что характер их должностных обязанностей оказывался не таким, как им обещали. 19% ушли потому, что условия работы – график, продолжительность рабочего дня – оказались хуже. 12% уволились потому, что зарплата была ниже обещанной.
За отсев во время испытательного срока наниматели и сами кандидаты несут равную ответственность, рассказывал ранее «Ведомостям» представитель HeadHunter. На этапе найма задача работодателя – понять, кто лучше справится с работой и приживется в коллективе, говорил он. Задача соискателя – выяснить все, что нужно, чтобы делать эту работу хорошо. И первые упускают, что важно донести до человека всю информацию и проверить, как он будет действовать в конкретных условиях. А соискатели на собеседовании стесняются задавать вопросы, например подробно проговорить детали всех выплат, пояснил представитель.
Чтобы ценный специалист не ушел в первые же месяцы, важно также помочь ему адаптироваться в коллективе, дать ему наставника, а еще лучше – прикрепить куратора из числа руководителей высокого ранга, говорит Анна Бурова, руководитель HR-консалтинга кадровой компании ManpowerGroup Russia. Тем не менее любые программы адаптации персонала и наставники не спасут компанию от увольнений сотрудников в первые месяцы работы, если в организации нет системы должностных уровней, которая позволяет сотрудникам сразу четко понимать, каковы их обязанности, убедиться в том, что система компенсаций прозрачна и что их труд оценивается адекватно, уверена Сонгин.
Мария ПОДЦЕРОБ
Вся пресса за 28 июля 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Кадры
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
3 мая 2024 г.
|
|
Новости Липецка, 3 мая 2024 г.
Жители Липецкой области стали меньше жаловаться на банки и страховщиков
|
|
Белорусы и рынок, 3 мая 2024 г.
В Беларуси задержали страховых мошенников
|
|
ГТРК Самара, 3 мая 2024 г.
Семье самарского бойца СВО отказали в страховой выплате
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 3 мая 2024 г.
МВД сообщает о новой схеме кибераферистов с полисами ОМС
|
|
Коммерсантъ-Самара, 3 мая 2024 г.
Семье участника СВО отказали в страховой выплате за пострадавший в результате паводка дом
|
|
Накануне.ru, Екатеринбург, 3 мая 2024 г.
После наводнений гражданам грозят добровольно-принудительным страхованием жилья
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 3 мая 2024 г.
Автомобили Hyundai лидируют в рейтинге безопасности по версии IIHS
|
|
Клерк.Ру, 3 мая 2024 г.
На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий
|
|
zakon.kz, 3 мая 2024 г.
Возмещение ущерба фермерам за погибший скот: разработаны правила
|
|
Шанс. Регион, Абакан, 3 мая 2024 г.
Появилась новая схема мошенничества с полисами ОМС
|
|
Российская газета-Сибирь, 3 мая 2024 г.
Компенсировать риски
|
|
Известия, 3 мая 2024 г.
Принять разрешение
|
|
Российская газета, 3 мая 2024 г.
После паводков предстоит восстановить тысячи домов. Почему они не были застрахованы?
|
2 мая 2024 г.
|
|
Финмаркет, 2 мая 2024 г.
Совет директоров «Ингосстраха» рекомендовал не выплачивать дивиденды за 2023 год
|
|
Газета.Ru, 2 мая 2024 г.
Американский бизнес начал оценивать новый вид страхования
|
|
Внешнеэкономические связи, 2 мая 2024 г.
Глава компании UnitedHealth признался, что заплатил киберпреступникам выкуп в 22 млн долларов
|
|
Интерфакс, 2 мая 2024 г.
Объемы страховых взносов и страховых выплат в Свердловской области в 2023г выросли на 20%
|
 Остальные материалы за 2 мая 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|